Онищенко Александр (awo_onyshchenko) wrote,
Онищенко Александр
awo_onyshchenko

Хочу стать фотографом. Стоит-ли идти учиться, или можно самому?

Нужно ли учиться
© Pavel Kosenko

Дрын у меня в руках - креативная указка. Очень способствует созданию творческой обстановки на МК.

Часто в дискуссиях с коллегами по фотохобби возникает вопрос, стоит-ли начинающим где-то обучаться, или лучше доходить до всего самим, благо, "в интернете есть всё"? Спектр ответов на этот вопрос весьма широк: от "Учиться нужно обязательно!", до "А к вопросу нужно ли учиться? На собственном примере скажу, что практика куда более весомый аргумент, особенно в творческих профессиях. А то научишь их, а они потом как за правило все воспринимают сказанное кем то там...".

Решил собрать все свои мысли, как фотографа, так и практикующего преподавателя, в одном месте, дать собственные ответы на самые частые вопросы, проиллюстрировав их цитатами из отзывов моих студентов, и не только их. Публикация содержит элемент саморекламы, так что, если вы этого не выносите - не читайте.

Обучение фотографа можно условно разбить на 2 составляющие:

1. Обучение технике съёмки, постановке света, работе с моделями и т.п.
2. Обучение обработке снятого материала.

Поскольку моя деятельность связана, в основном, с п. 2, то и писать я буду, главным образом о нём.

Оглавление:

1. Нужно-ли обучение, как таковое?
2. Решение учиться принято. Но куда пойти?
3. Очное обучение, или online?
4. Обещанная самореклама.
5. Резюме.

1. Нужно-ли обучение, как таковое?

У украинцев такая ментальность, что они не любят платить за то, что, как им кажется, может быть бесплатно найдено в интернете. Действительно, количество тематической информации в сети зашкаливает. И книг написано и переведено немало. Не то, что лет 10 назад. Так стоит-ли учиться на курсах или в фотошколах? И можно ли научиться всему самому?

Отвечу сначала на второй вопрос: научиться самому можно. Неплохой пример этому - я сам. Всегда учился самостоятельно. Сможете ли вы? Если вы, как и я, любите глубоко во всём разбираться, если ваш мозг хорошо воспринимает достаточно сложную информацию на стыке физики, математики и эстетики - то сможете. У меня это заняло около 10 лет. Сможете ли вы сделать это быстрее? И есть ли у вас возможность тратить годы на обучение - решайте сами.

Теперь первый вопрос: стоит-ли учиться на курсах или в фотошколах? Обилие бесплатной информации в сети - это одновременно и хорошо, и плохо. Хорошо - потому, что много и бесплатно. А почему плохо?

А потому, что действительно полезной информации, увы! - лишь малая доля. Начинающим, не имеющим знаний, крайне сложно вычленить её из моря бесполезной, а, временами, и откровенно неверной. Этот процесс отнимает кучу времени, не давая никаких гарантий успеха.

Рис. 2
Tizer для шумов
© Aaron Karnovski

Дополнительные сложности вызывают бесконечные дрязги, которыми жертвы синдрома Даннинга-Крюгера заполняют форумы и тематические сайты. В результате фокус внимания начинающих часто смещается в сторону более агрессивной подачи и апломба, что практически всегда ошибочно.

Рис. 3
Категоричность

Вернуться к оглавлению.


2. Решение учиться принято. Но куда пойти?

Все фотошколы имеют в интернете сайты, иногда, прекрасно сделанные и великолепно оформленные. Там они рекламируют свои аудитории, студии, оборудование и т.п. Как выбрать ту, куда вам стоит пойти учиться?

Тут важно понимать, что оборудование и помещения фотостудий имеют значение только при изучении техники съёмки и работы с оборудованием. При изучении обработки они совершенно не важны. В этом случае практически всё, целиком и полностью, зависит только от преподавателя. А конкретно, от того:

2.1. Имеет ли преподаватель необходимые знания для охвата интересующих вас вопросов? Для проведения занятия длительностью 2 часа, хороший препод должен иметь в голове знаний по теме и касательным к ней вопросам минимум на 20 часов осмысленного звучания. В противном случае вопросы студентов часто остаются без ответа. А прошедшие, скажем, курс фотошопа, на выходе знают только 2-3 техники обработки, на которые горе-преподаватель их натаскал, не дав главного - понимания.

2.2. Умеет ли он пояснять сложные вопросы простыми (но не в ущерб содержательности!) словами? Чрезвычайно важный момент! Как часто мне доводилось встречать людей, способных заболтать любой вопрос, напичкав свою речь сложной и малопонятной для слушателей терминологией!

Ричард Фейнман, нобелевский лауреат, участник манхеттенского проекта, один из лучших лекторов 20 века: "Использование сложной лексики и жаргона — это один из способов замаскировать собственное непонимание. Правда в том, что если вы не можете объяснить слова и термины, которые используете, то вы не понимаете, о чем говорите."

Мортимер Адлер, американский философ, педагог и популяризатор: "Человек, который говорит, что знает, но не может это выразить простыми словами, обычно не знает того, о чём говорит."

Считаю несоответствие преподавателя этому критерию дисквалифицирующим признаком.

2.3. Умеет ли преподаватель визуализировать то, что объясняет? Ибо все знают, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Итак, выбор, куда пойти учиться - это выбор преподавателя, а не школы. Но как вам оценить преподавателя, ещё не общаясь с ним? Действительно не простой вопрос!

Немало информации можно почерпнуть, если ознакомиться с детальной программой предлагаемого курса. Скажем, если вам, который только вчера купил свою первую камеру, за 5, 6, или, много - 10 занятий по 2,5 часа обещают изучение теории искусства, развития фотографии от первых снимков на битуме до наших дней, техники съёмки портрета, репортажа, пейзажа, предметки, макросъёмки, работы со светом и с моделями, мейк-ап, обработки RAW в конвертере, профессиональной работы в фотошопе с применением авторских (как же все мы, преподы, любим это слово!) техник, продвижения себя на рынке - это повод перестать тратить время на того, кто обещает. Ибо это просто нереально.

Очень помогает, если у преподавателя есть публикации по тематике, которую вы собираетесь с его помощью изучать. Подобные публикации позволяют найти ответ практически на все вышеперечисленные вопросы.

Коллаж из тизеров небольшой части моих профильных публикаций:

Рис. 4
Коллаж моих публикаций

Вернуться к оглавлению.


3. Очное обучение, или online?

Перевод обучения обработке фото в онлайн назревал давно, а с началом пандемии, и вовсе стал необходимостью. У меня были сомнения, не потеряет ли курс некоторые качества, которые я считал важными, и которые в очном варианте были давно отшлифованы? Но практика развеяла эти страхи буквально через несколько занятий. Как только я научился ощущать за своим монитором живую аудиторию, все мои навыки очного преподавания автоматически трансформировались в онлайн. Выгоды онлайн-обучения очевидны:

- возможность качественного обучения независимо от места жительства
- нулевой риск заразиться COVID-19
- экономия времени на дорогу
- максимально комфортные условия (см. рис. 5, на мониторе там я)
- более низкие цены, т.к. вам не приходится оплачивать аренду помещений, зарплату милой девочки на ресепшене, "бесплатные" вкусняшки в буфете и т.п.

Рис. 5
онлайн
Хорошо изучать Lightroom онлайн с Александром Онищенко!

Вернуться к оглавлению.


4. Обещанная самореклама.

Куда же без рекламы, даже если она "само". Здесь я приведу цитаты из отзывов студентов, прослушавших как онлайн-курс обучения работе в Lightroom, так и отдельные мастерклассы по различным аспектам обработки. Среди них есть и начинающие, и те, кто уже зарабатывает фотографией. Благодарен им за то, что они нашли время изложить свои впечатления столь развёрнуто. Надеюсь, их отзывы помогут понять, удаётся-ли мне соответствовать собственным критериям.

4.1. Bohdan Mandryk, посетил МК "Регулировка контраста изображения инструментом Curves".

"Дві години майстер класу пролетіли для мене на одному диханні. Стиль викладання, пояснення складних речей на зрозумілій мові, приклади, які закарбуються в пам'яті. Матеріал подається просто і зрозуміло. Надіюсь ще не один раз потрапити до вас і вкотре подякувати за отримані знання і цікаво проведений час."

4.2. Serhii Filipchuk, посетил МК "Регулировка контраста изображения инструментом Curves".

"Дуже якісно і доступно подається матеріал, від простого до складного. Дуже вдало підібрані приклади, на яких легко вчитись.
Побував поки на одному занятті по кривих (Curves). Я цікавлюсь фото-тематикою вже досить давно, вивчав самостійно і Лайтрум, і Capture 1.
Проте ніколи не розумів в повній мірі, як працювати з Кривими. А ми уникаємо того, що не розуміємо.
Після всього двогодинного заняття з Олександром - нарешті з'явилося розуміння і кривих, і правильного читання гістограми, і навіть як аналізувати фото, яких правок воно потребує.
Однозначно рекомендую!"

4.3. Olena Vardamatska

"Була в Олександра на МК по Curves. Маю відмітити продуману методолоію викладання матеріалу. Приклади на котіках - яскраві і закарбовуються в пам"ять. Також мені вперше показали, як на гісторамі дивитись на частини зображння, це було вау. Дуже зрозуміла манера викладання, можливість запитати одразу - безцінна.
Рекомендую Олександра, як викладача, за кожним словом - роки практики та досвіду."

4.4. Ірина Гаєва

"Сегодня прослушала урок Александра по Curves. Понравилось изложение. На понятных примерах и наглядно. Не то чтобы я первый раз читаю про обработку в кривых. Но ранее это была для меня тема "страшная" ибо я не понимала, как они работают. Спасибо Александру за понятное разъяснение. Когда ты понял механизм работы кривых, то нет необходимости в запоминании кучи инструкций."

4.5. Виктор Шовкопляс

"Человек глубоко знает предмет и дает много, но качественного материала. Всё по делу, по сути, на конкретных примерах. Мне кажется, Александр стремится, чтобы обучающиеся уловили суть, принцип, а не просто как обезьянки дрессированные - бездумно на кнопки нажимать. Вот. Был на двух его МК - очень доволен. Спасибо Вам."

4.6. Наталья Слабунова, профессиональный преподаватель. Курс LR.

"Почему я рекомендую Александра?
Причин несколько.
1) С небольшой высоты своего педстажа могу уверенно сказать, что преподавтель грамотный, опытный, хорошо чувствует аудиторию (да-да, хоть я и не включала камеру, отвлечься мне не давали). Курс идёт по чётко прописанной программе, а когда возникла необходимость - даже было проведено дополнительное занятие по разбору ДЗ (стоимость курса от этого не изменилась).

2) Александр лично, на собственных цветовых моделях разобрался и продемонстрировал нам принцип работы инструментов. Один из примеров, который впечатлил меня больше всего: вы думаете, что инструмент "контраст" в одну сторону повышает, а в другую понижает его на всей картинке? А вот и нет. Это происходит только в средих тонах, а в тенях и светах всё ровно наоборот, когда значения повышаешь - контраст падает. Все эти особенности невозможно запомнить, но если один раз понять принцип работы - уже не забудешь.

3) для меня открытием стало умение "читать" цвет в цветовом пространстве LAB. Как физик я хорошо знаю, что такое оптические иллюзии, как несовершенно наше зрение и насколько часто мозг просто дорисовывает то, чего нет или интерпретирует в другом цвете. Для меня было большой мукой понять, естественно ли выглядят цвета на фото. А тут, прямо на втором занятии, совершенно точно научили "читать" цвет по цифрам!))

4) Поддержка как минимум первые два месяца после курса - мы не всё запоминаем с первого раза, если потом возникает вопрос - Александр с удовольствием на него отвечает.
Я ждала этого курса очень долго. Так вышло, что я позвонила Александру в октябре, но у меня не было возможности купить курс индивидуальный, а пары для обучения не было. Я сказала, что буду ждать. Конечно, за это время мне реклама предлагала много разных курсов, однако, я по старинке, доверяю только рекомендации знакомых. Звонок про старт курса поступил аж вначале января. Но я ни секунды не пожалела о длительном ожидании, оно того стоило!"

4.7. Юлия Лещенко

"Нещодавно пройшла курс по Lightroom у Олександра Онищенка! Тепер з впевненістю рекомендую його кожному, хто хоче дійсно освоїти дану програму. Адже, щоб втілювати свої творчі задуми, потрібно знати базу, інструменти і технічну сторону Lightroom. Курс Олександра Онищенка допоможе вам в цьому на 100 %. Я впевнена, що кращої подачі матеріалу, зворотнього зв'язку і детального розбору по-кожному пункту програми - годі шукати!
Тут отримаєте конкретні інструкції по всіх повзунках, які ми так звикли тягати навмання:) Отримаєте повні відповіді на всі питання! Головне, не забувати їх ставити.
Ще важливо, виконувати домашні завдання, щоб викладач відразу міг вказати вам на помилки! Це окреме задоволення, розбирати разом дз, та з кожним уроком робити його краще:)
Тепер, відчуваю себе трохи художником, з пензлями в руці, коли відкриваю Lightroom, чого і бажаю кожному."

4.8. Галина Складана

"Щиро вдячна за майстер-клас "Плагіни. Пресети. Екшени. Як зробити їх максимально корисними". Сподобалась подача матеріалу, його структурність та доступність для сприйняття. Для себе відкрила декілька цікавих "фішок" та ідей по обробці."

4.9. Andris Polikevics, продвинутый фотолюбитель из Риги. Когда он записался на курс по LR, я, просмотрев его фото, даже усомнился, будет ли этот курс ему полезен, т.к снимки мне весьма понравились. Тем приятнее было читать его отзыв после окончания обучения (сначала отзыв по МК, а затем по курсу LR):

"Spasibo Aleksandru za o4enj horoshij masterklass "Специфика зрительного восприятия человека" hotj i nemalo fotografiroval, no v etom materklasse uznal to shto kak bi znal, no njikogda ob etom ne dumal... o4enj interesnij raskaz... o4enj ponravilsja rasskaz o krasnom flage... bolshoje spasibo za vozmozhnostj pobivatj na takom masterklasse!!!
i konje4no bolshoje spasibo za vozmozhnostj poprobovatj na delje LCCO. o4enj interesno zdelano, i takova podhoda nevidjel... mastjerski zdelano!!! spasibo!!!"
***
"После мастеркласса про зрительное восприятие человека понял, что Александр очень понимает в обработке фото. Решил попробовать онлайн-курс обучения Lightroom. Сам уже немало в нём работал.

Хоть и казалось, что ещё больше можно про LR узнать?... Но Александр объяснил не только, как двигать движки... Целая система обучения работы в LR меня поразила. Насколько быстрее можно в нём работать, какие ценности скрывает эта программа. Александр объяснил работу с цветом и светом, насколько важно понять правильные цвета для получения желаемого результата.

Шести занятий по 2,5 часа индивидуально для меня открыли мир обработки не только в LR. Домашние задания и их обсуждение великолепно помогли мне разобраться в своих ошибках. Самое главное - как просто работать в Lightroom, зная алгоритм его работы.

Большое спасибо Александру за отданное время и терпение в работе со мной."

Все отзывы на моей FB-странице.

Вернуться к оглавлению.


5. Резюме.

5.1. Считаю, что для подавляющего большинства людей, которые хотят научиться фотоделу на профессиональном уровне, специализированное обучение крайне полезно. Но, и это принципиально, полезным оно будет лишь тогда, когда удалось найти преподавателя, который одновременно хорошо знает предмет обучения, и умеет эти знания передавать. Выбор, куда пойти учиться - это выбор преподавателя, а не школы.

5.2. Системное обучение, т.е. обучение тематическими курсами а не отдельными МК или, тем более, общением в комментариях на фоторесурсах, предпочтительнее по многим причинам. Ибо пройдя курс вы получаете не только знания отдельных инструментов. Удачный курс меняет ваше мировоззрение, вырабатывает правильный подход к обработке фото. Казалось бы очевидные вещи, на самом деле становятся откровением для многих студентов, о чём они не раз упоминали в отзывах. Польза от целостного курса существенно больше, чем суммарная польза от раздельного рассмотрения входящих в него вопросов.

5.3. В первом абзаце данной публикации я цитирую человека, который опасается, что студенты, прошедшие обучение у преподавателя, начинают воспринимать то, чему научились, как догму, что может снизить их творческий потенциал.

Да, такое возможно, но только у преподавателя, который допускает категоричность, подавляя проявления студенческой самостоятельности. Мой подход иной: я учу умению анализировать кадр, находить, что в нём можно и нужно подкорректировать, выбирать соответствующие инструменты и грамотно их применять. Все решения принимают сами студенты. Когда я начал собирать их отзывы по окончании обучения, то был приятно удивлён частыми упоминаниями о том, что после обучения у них появились собственные идеи по улучшению своего workflow. Для меня это высший комплимент.

5.4. Стивен Хокинг сказал: "Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания." По окончании курса обучения работе в LR, я не раз слышал "А ведь я думал, что знаю Lightroom!" Причём звучит это, как правило, из уст практикующих фотографов, которые учились самостоятельно и фрагментарно.

5.5. Сложность заканчивается там, где начинается понимание! В любом фоторедакторе важно работать не ползунками, а головой. Ищите преподавателя, который учит именно этому.

Хороших вам кадров и преподавателей, друзья!

Вернуться к оглавлению.


Подробная программа авторского онлайн-курса "Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля."

Запись на него через кнопку "Сообщения" на моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!

Калибровка мониторов и ноутбуков в Киеве

Tags: lightroom, photoshop, Александр Онищенко, куда пойти учиться фотографии, онлайн обучение, онлайн-курсы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments