Онищенко Александр (awo_onyshchenko) wrote,
Онищенко Александр
awo_onyshchenko

Categories:

Мониторы с "широким" цветовым охватом. Всем ли они нужны?

01

Многие фотолюбители стремятся приобрести мониторы с расширенным цветовым охватом (в дальнейшем МРЦО). Как правило, такие мониторы имеют охват сравнимый с Adobe RGB. На рис. 02 приведено сравнение охвата моего, тогда ещё нового, монитора NEC LCD 2690WUXi с sRGB.

02.
02

Давайте порассуждаем, какие плюсы и минусы привносят МРЦО в рабочий процесс фотолюбителя. Я, будучи ещё достаточно начинающим, прошёл через это, и хорошо помню свои впечатления. Большинство стремится к расширенному цветовому охвату просто потому, что хочет "больше цвета, потому, что это красиво." Я же подойду к вопросу несколько с иной стороны.

Подключив свой новый супермонитор, я пригласил специалиста, который его откалибровал. И начал работать, заранее надув щёки в предвкушении шедевров. Вскоре всплыл ряд вопросов. которые раньше, во времена моего старенького CRT 14 ", даже не возникали. Я заметил, что:

1. Картинки в разных броузерах и смотрелках выглядят по-разному.
2. Скриншоты, снятые мной со своего экрана, будучи открыты в Photoshop, заметно отличаются от оригинала.
3. Некоторые картинки, скачанные мной из интернета и открытые затем в Photoshop, выглядели существенно иначе, нежели в броузере.

Знаний у меня тогда было не особо много, посему я грешил на качество калибровки. Поэтому приобрёл колориметр i1 Display Pro, и приступил к многократной перекалибровке, попутно набираясь знаний. Непрерывная перекалибровка длилась пару недель, монитор начал меня тихо ненавидеть, но в итоге пришло понимание, что дело не в калибовке.

Опущу эволюцию своих представлений, и просто опишу то, как понимаю это сейчас.

Все броузеры и "смотрелки" можно условно разделить на умные и глупые. Первые имеют развитую CMS (Color Management System), а другие либо её совсем не имеют, либо она в них "криво" реализована. Т.о., умные выводят изображения на экран, учитывая и цветовой профиль изображения, и цветовой профиль монитора, что даёт максимально точное цветовоспроизведение. Смотрелки же глупые не обращают на это внимание. Они выводят картинку, предполагая, что и она, и монитор одновременно имеют цветовой профиль sRGB.

На моём старом мониторе, охват которого был близок к sRGB, именно в силу этой близости упомянутые проблемы были практически не заметны. Но после перехода на МРЦО (см. рис. 02) они предстали во всей красе. Сейчас, к радости фотолюбителей, ситуация с CMS в броузерах и смотрелках существенно улучшилась по сравнению с тем, что было несколько лет назад, но это не сняло проблему целиком и полностью.

Следите за руками:
1. Специалист откалибровал ваш монитор
2. Вы смотрите картинку в броузере с хорошо реализованной CMS (в настоящее время это и Chrome, и FireFox, и новый Google Edge), а цвета явно искажены.

В чём же дело?
Ответ прост: CMS для корректной работы должна знать, в каком цветовом пространстве сохранено изображение, и какой профиль имеет монитор. С монитором в нашей ситуации всё ОК, а с изображением сложнее. Любители бездумно получить "больше цвета" часто обрабатывают фото в Adobe RGB, а то и вовсе в ProPhotoRGB (спасибо, Adobe, за эту умолчательную настройку в Lightroom). А затем забывают конвертировать картинку в SRGB перед публикацией в интернете или отправкой на печать.

Кроме того, частенько забывают встроить этот профиль в изображение. И броузер, или смотрелка, не могут определить, в каком цветовом пространстве это изображение находится. И вы, имея аппаратно калиброванный МРЦО, и пользуясь "правильным" броузером, не можете добиться правильного цветовоспроизведения :о((

Проблема со скриншотами (вторая в перечне проблем выше) имеет несколько иные причины. На сколько мне известно, она проявляется только на Windows. Снятие скриншота в этой ОС просто копирует информацию о нём из видеобуфера. Но делает это ДО!! того, как к этой информации применён профиль вашего монитора. И, если его профиль существенно отличен от sRGB, вы, открыв скриншот в Photoshop, получите заметно иное изображение, нежели то, которое скринили.

Поправить ситуацию несложно: достаточно, открыв скрин в шопе, выполнить команду "Assign Profile" в профиль монитора, полученный при аппаратной калибровке. Но до этого ещё нужно додуматься.

К чему же мы пришли? Неужели МРЦО вредны? Зачем же их выпускают ведущие производители мониторов?

Мой ответ таков: МРЦО полезны, но имеют достаточно узкую целевую аудиторию. Например, специалисты, которые профессионально готовят изображения к печати. Им важно заранее видеть, как это изображение будет выглядеть напечатанным. Хорошие фотолабы и типографии предоставляют клиентам профили, отражающие специфику их технологического процесса, тип бумаги и т.д.

А Photoshop, и Lightroom, дают возможность, подключив этот профиль, заранее увидеть, как это изображение будет напечатано, и, при необходимости, внести коррективы ещё до печати.

Именно этим специалистом принципиально важно иметь максимально широкий цветовой охват рабочего монитора, который должен во всём диапазоне яркостей превышать охват эмулируемого устройства печати. Если вы знаете иные задачи, требующие МРЦО, напишите о них в комментариях.

Ссылки по теме:

1. Какой цветовой профиль внедрять в изображение? о том, какие результаты может дать неправильно выбранный цветовой профиль изображения при печати.

2. Сохранение изображения для WEB.

Резюме: широкому кругу фотолюбителей мониторы с расширенным цветовым охватом принесут лишь дополнительные проблемы. А, то, что подавляющее большинство зрителей даже понятия не имеет о калибровке, CMS и т.д. лишь усугубляет ситуацию.

Моё основное занятие - преподавание авторского онлайн-курса "Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля."

Запись на него через кнопку "Сообщения" на моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!

Отзывы моих студентов и не только

P.S. Если данная публикация показалась вам интересной и полезной, и у вас есть такая возможность, вы можете поблагодарить автора.
Карта "Монобанка" (грн): 5375 4141 2153 6741

Tags: cms, lightroom, photoshop, Александр Онищенко, калибровка мониторов, онлайн обучение, онлайн-курсы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments