Онищенко Александр (awo_onyshchenko) wrote,
Онищенко Александр
awo_onyshchenko

Category:

О развитии визуального восприятия фотографов.

Закончил очередное прохождение онлайн-курса "Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля." Всегда анализирую опыт, полученный в ходе работы с новыми студентами, что помогает улучшать качество обучения.

На втором занятии, когда мы приступаем к изучению обработки изображений, прозвучало то, что неоднократно слышал от студентов и ранее. Реплика звучала примерно так: "Мне сложно понять, что именно "не так" в той, или иной фотографии. Соответственно, не ясно, что в ней следует улучшать." Т.е. вопрос касался не технической стороны фотографии, а эстетики восприятия визуальных образов в самом широком понимании.

LR vs PS1

Задумывался об этом ещё со времён, когда сам ощущал подобные сложности. За годы накопил немало мыслей и впечатлений, причём и как фотограф, и как зритель, и как преподаватель. Постараюсь поделиться ими в данной публикации.

Начинающие всегда испытывают сложности и с художественной стороной получения качественных снимков, и с технической. Причём поначалу у большинства доминирует техническая сторона вопроса. Однако позднее, когда технические навыки съёмки/обработки достигают определённого уровня, на первый план выходит эстетика.

Мой, уже немалый опыт преподавания, свидетельствует, что эти стороны существенно разнятся. Техническим аспектам можно научить почти любого. Разумеется, кто-то научится быстрее, кто-то медленнее, и достигнутый уровень будет различный. Тем не менее, работать с фото смогут все.

Гораздо сложнее с эстетической стороной процесса. Если человек "не видит/не понимает" красоту, то научить его этому почти невозможно. Хотя на некоторое развитие своего восприятия способны многие. Тем важнее систематически уделять этому время.

Но как именно этим заниматься? Разумеется, занятия с хорошими преподавателями могут быть весьма полезны, вот только найти таких, которые обладают обострённым восприятием красоты и умением передавать свои знания слушателям ОДНОВРЕМЕННО, крайне не просто. Скажем, я, будучи в теме немало лет, знаю только двоих таких. Опишу то, что в своё время принесло немалую пользу мне самому. Метод не требует преподавателя, совершенно бесплатен и доступен практически любому.

Благодаря интернету, мы все имеем свободный доступ к огромному количеству фото любых жанров. Наличие в сети тысяч фотофорумов позволяет, даже не будучи их членами, смотреть публикуемые на их площадках фотоработы. Авторы которых живут в разных странах, разного возраста, по-разному образованы, исповедуют различные религии (либо атеисты), снимают различными камерами и применяют различные техники съёмки/обработки.

Улучшаем насмотренность

Будучи начинающим, я коллекционировал для себя кадры, которые мне особо нравились. Но, поначалу, делал это почти бездумно. И столкнулся с любопытным эффектом: вернувшись к подборке, скажем, двухлетней давности, я с удивлением смотрел на отобранные самим собой фото, и не понимал, что меня в них привлекло? Видел немало огрехов в том, что ранее казалось мне недостижимым идеалом. Причина этого очевидна: с течением времени развивалось и изменялось моё собственное восприятие красоты. И, одновременно, понимание того, от чего и как это восприятие зависит.

Сформулирую несколько рекомендаций о том, как извлечь максимальную пользу из рассматривания чужих фоторабот:

1. Найдите в сети несколько фоторесурсов (фотофорумы, сайты и страницы отдельных фотографов), на которых публикуется качественный контент. Ресурсы отдельных фотографов для наших целей менее полезны, т.к. на фотофорумах эстетическое разнообразие на порядки больше.

2. Систематически и вдумчиво просматривайте снимки. Если работа вам нравится, постарайтесь понять, чем именно? Обращайте внимание на построение кадра (композиция), на цветовые и яркостно/контрастные аспекты, на передачу перспективы, как пространственной, так и тональной. Все выводы обязательно вербализуйте, т.е. проговаривайте вслух! Это крайне важно, т.к. у человека речь и мышление неразрывно связаны. Постоянно сталкиваюсь с тем, что студенты не могут проговорить вслух то, что, как им кажется, понимают. Это всегда свидетельствует о том, что их понимание не чётко и поверхностно.

3. То же самое, но со знаком "-", проделывайте с работами, которые кажутся вам неудачными. Поймите, что именно делает их таковыми в ваших глазах, и, опять таки, вербализуйте это понимание.

4. Если ваши навыки обработки достаточно высоки, можете пробовать компенсировать то, что воспринимаете как технические огрехи работ. Это позволит как проверить правильность ваших оценок, так и развить навыки обработки. Пока ваши труды не выходят за пределы вашего компьютера, никакого нарушения авторских прав в этом нет.

5. Для меня было полезным коллекционировать наиболее удачные, на мой взгляд, кадры, и возвращаться к ним, спустя зна́чимый промежуток времени. Поступая так, вы сможете наглядно ощутить свой прогресс.

А развить собственные навыки обработки и умение анализировать изображения вам поможет мой авторский онлайн-курс "Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля."

Запись на него через кнопку "Сообщения" на моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!

Отзывы моих студентов и не только

Tags: lightroom, photoshop, Александр Онищенко, онлайн обучение, онлайн-курсы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments