Онищенко Александр (awo_onyshchenko) wrote,
Онищенко Александр
awo_onyshchenko

Categories:

Учимся управлять контрастом.

Недавно я уже писал о контрасте, но в тот раз рассказывал о специфике соответствующей регулировки в Lightroom. Сегодня поговорим о контрасте, как таковом.

00_Tizer

Если бы меня отправили на необитаемый остров, предложив взять с собой только один инструмент цветокоррекции, я бы, без малейшего сомнения, выбрал Curves (кривые).  По обилию возможностей и наглядности применения они вне конкуренции. Именно поэтому иллюстрировать свои мысли я буду с их помощью. 

Чтобы предельно упростить материал, рассмотрим пример Ч/Б, т.е. будем манипулировать лишь двумя категориями: яркостью и контрастом. Работа с цветными изображениями отличается лишь тем, что там к единственной (яркостной) кривой, добавятся ещё три (в каждом цветовом канале), и появится дополнительное условие - соблюдение баланса белого.

Полноконтрастным будем называть изображение, которое занимает весь яркостный диапазон, от чёрного до белого.

Дан Маргулис сформулировал принцип, который, без натяжки, можно назвать главным принципом цветокоррекции: "Чем круче кривая - тем выше контраст". Это утверждение универсально, оно работает и для Ч/Б, и для цветных изображений. И для яркостных каналов, и для цветовых в пространстве Lab.

Изображение на рис. 02 снято в пасмурный день, оно малоконтрастно (гистограмма занимает чуть больше половины яркостного диапазона) и выглядят вялым и темноватым:

02.
02 start

Чтобы картинка стала интереснее, низкий контраст необходимо повысить. Для этого сделаем изображение полноконтрастным, т.е. создадим слой Curves, и сместим чёрную и белую точки в соответствии с гистограммой (рис. 03). Картинка стала ярче, причём контраст повысился во всём яркостном диапазоне:

03.
03 full contrast

Уже лучше. Но главный объект кадра - большой колокол, всё ещё недостаточно визуально отделён от фона, и его форма проявлена не в полной мере.  Чтобы заметнее выделить колокол, поднимем на нём контраст. Для этого, определим, какая часть яркостного диапазона ему соответствует, и, согласно принципу Маргулиса, сделаем соответствующий участок кривой круче.

Для этого создаём второй слой кривых (рис. 04):

04.
04 itog

Наша картинка уже полноконтрастна, т.е. её чёрная и белая точки выставлены, и смещению не подлежат. Поэтому манипуляция, поднявшая контраст на колоколе (участок между красными пунктирами), понизила его в тенях (левее левого пунктира) и в светах (правее правого).

Для повышения наглядности иллюстраций сведём все три версии картинки в один анимированный слайд (рис. 05):

05.
05 Anime


Резюме:

1. Разумеется, на некоторых изображениях нам приходится уменьшать контраст, но таких снимков относительно немного. Гораздо чаще мы его повышаем. Этим достигаются две цели:

- Техническая: устраняется "вялость" изображения, лучше проявляются детали.
- Эстетическая: главный объект композиции выделяется на общем фоне.

2. Методика этой коррекции такова:

- Если изображение неполноконтрастно, делаем его таковым, сместив черную и белую точки кривых к краям гистограммы. В некоторых случаях, на этом шаге можно,  "провалить" тени (если там нет ничего важного). За счет этого мы выгадываем дополнительный контраст для сюжетно важной части.

- Перераспределение контраста в пользу главного объекта восприятия. При этом контраст повышается в той части яркостного диапазона, где расположен упомянутый объект, а в других частях - понижается.

3. Для полноконтрастного изображения невозможно только повысить, или понизить контраст. В обоих случаях он лишь перераспределяется по яркостному диапазону.


Цветокоррекция - это смесь науки и искусства. Сегодня мы говорили о "науке": в каких случаях, что и как мы делаем. Вопрос "искусства" не менее важен, ибо силу коррекции вы дозируете, полагаясь на собственное зрительное восприятие картинки в целом. Т.е. исходя из собственного ощущения красоты, которое у каждого индивидуально.

Техническим приёмам можно обучить практически любого, а вот с ви́дением красоты сложнее: либо оно есть, либо его нет. Впрочем, его можно в некоторой степени развить, просматривая хорошие фото и/или картины, и каждый раз задавая себе вопрос: почему мне это нравится/не нравится?

Программа авторского онлайн-курса "Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля."

Запись на него через кнопку "Сообщения" на моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!

Отзывы моих студентов и не только

P.S. Если данная публикация показалась вам интересной и полезной, и у вас есть такая возможность, вы можете поблагодарить автора. Карта "Монобанка" (грн): 5375 4141 2153 6741

Tags: lightroom, photoshop, Александр Онищенко, онлайн-курсы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments