Онищенко Александр (awo_onyshchenko) wrote,
Онищенко Александр
awo_onyshchenko

Category:

Об экспокоррекции при съёмке.

И выпускники фотошкол, и фотолюбители-самоучки знают, что определённые кадры требуют введения экспокоррекции при съёмке. Одна из ситуаций, когда эта коррекция особо важна - съёмка выраженно тёмных, либо светлых сюжетов. Впервые я столкнулся с этим, когда организовывал в Киеве мастерклассы своих друзей. Пользуясь тем, что сам был свободен, снимал аудиторию. Класс был наглухо зашторен, единственным источником освещения был экран, на котором демонстрировалось изображение с проектора.

Без экспокоррекции кадры получались существенно ярче, чем были в реальности. При съёмке в режиме приоритета диафрагмы, это приводило к существенному удлинению выдержки, что при съёмке с рук становилось проблемой.

Один из этих кадров показан на тизере публикации. О реальной светлоте сюжета свидетельствуют ISO=6400 и выдержка 1/8 с при диафрагме 2,8 Видно, что при съёмке была применена экспокоррекция -2, и ещё -0,25 при конвертации в Lightroom:

David

Через некоторое время я разобрался с этим вопросом, а сейчас оформляю понятое в виде публикации, т.к. вопрос, в каких случаях при съёмке следует вводить экспокоррекция, и какую именно, вызывает сложности у многих.

Сейчас практически никто не пользуется отдельными экспонометрами, всецело полагаясь на автоматику своих камер. К сожалению, помимо удобства, это напрочь отключает мозги, что приводит к проблемам в тех случаях, когда автоматика камер срабатывает не адекватно.

Чаще всего такое происходит, когда снимаются либо существенно тёмные, либо существенно светлые сюжеты. Пример с тёмными я описал в начале публикации. Пример со светлыми знаком практически всем: снимая зимой кадры, где большую часть места занимает белый снег, без экспокоррекции, получаем кадры с серым снегом и тёмными силуэтами людей на этом фоне.

Почему такое происходит? Причина в алгоритме работы экспозамера современных камер. Он изначально предполагает, что камера снимает средне-серый сюжет (который отражает 18% падающего света). В этом случае замер идеально корректен. Но далеко не все реальные сюжеты таковы. И чем сильнее реальный сюжет отличается от средне-серого, тем больше будет ошибка, если снимать по показаниям экспонометра без экспокоррекции.

Изложенную особенность экспозамера можно сформулировать и по-другому: без экспокоррекции камера всегда стремится привести любой сюжет к среднесерому. Схематически этот процесс показан на рис. 02:

рис. 02
Экспокоррекция

Рассмотрим эти три варианта детально:

1. Съёмка тёмного сюжета. Согласно изложенному выше, камера будет приводить тёмный сюжет к среднесерому, т.е. осветлять его. Особенно плохо, когда у кадра, тёмного в целом, присутствуют отдельные яркие фрагменты. Они, практически гарантированно будут пересвечены.

Итак, если мы не хотим допустить спонтанного осветления тёмного сюжета, то, при съёмке, вводим отрицательную экспокоррекцию. Большинством начинающих это воспринимается, как парадокс, ибо для них естественной при съёмке тёмных кадров представляется положительная коррекция. Ан нет...

2. Средне-серый сюжет. Здесь экспозамер работает ровно так, как рассчитан, показания корректны и экспокоррекция не требуется.

3. Съёмка светлого сюжета. Случай обратный первому. Камера, стремясь привести яркий сюжет к средне-серому, будет его затемнять. Дабы не допустить этого затемнения, следует при съёмке вводить положительную экспокоррекцию. Что также парадоксально для начинающих: белоснежный зимний пейзаж под ярким солнцем, а коррекция нужна положительная...

Величина вводимой коррекции зависит от того, насколько сильно конкретный сюжет отличается от среднесерого. Определять её поможет только практика.

****************************

Напоминаю: Сложность заканчивается там, где начинается понимание!
Если вы сейчас поняли эти три пункта, то больше никогда не перепутаете, какую коррекцию вводить в каждом конкретном случае.

Напоминаю, постоянно открыт набор на мой авторский онлайн-курс "Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля."

Запись на онлайн-курс через кнопку "Сообщения" на моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!

Отзывы моих студентов и не только

P.S. Если данная публикация показалась вам интересной и полезной, и у вас есть такая возможность, вы можете поблагодарить автора. Карта "Монобанка" (грн): 5375 4141 2153 6741

Tags: lightroom, Александр Онищенко, онлайн-курсы
Subscribe

  • Praha - свято, яке завжди зі мною!

    Вже другий рік поспіль моя люба донечка Юля робить мені на день народження чудовий подарунок - подорож до Європи. Дякувати безвізу, це зараз дуже…

  • Купайло у Легедзиному.

    Нещодавно мій товариш, Олексій Пліско, запропонував взяти мене з собою на святкування Купайла у с. Легедзиному, Тальнівський р-н, Черкаська обл. Я…

  • Україна. День Незалежності 2017.

    На будь-які масові заходи завжди намагаюся приїхати заздалегідь, щоб відчути та зрозуміти їх енергетику. Цього разу все стало ясно у ту саму…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments