Онищенко Александр (awo_onyshchenko) wrote,
Онищенко Александр
awo_onyshchenko

Categories:

О перспективных искажениях и не только...

Доброго времени, друзья!

Сегодня 1 апреля, но всё, что я напишу - чистая правда. Кроме шуток!
Речь пойдёт о перспективных искажениях при съёмке портретов. По ходу разговора мы развенчаем два устойчивых фото-мифа.

влияние фокусного

Большинство фотолюбителей-самоучек, и примкнувшие к ним выпускники несметного множества фотошкол, клянутся всеми мегапикселами своих камер, что чем короче фокусное расстояние объектива - тем сильнее он искажает перспективу. Иллюстрируют свои утверждения они чаще всего набором портретных снимков, подобным приведенному здесь. Почему они так думают? - да потому, что их так учили. Или они сами "нагуглили".

Анимированный тизер хорош для привлечения внимания, а рассуждать мы будем по его статической версии на рис. 02. 9 портретов одной модели от © Dan Vojtech, сняты на различных фокусных расстояниях (от 20 до 200 мм). Если внимательно сравнивать отдельные кадры, то видно, что они заметно различаются. На короткофокусных снимках мы наблюдаем т. наз. эффект "лошадиной морды", когда лицо модели неоправданно вытянуто вперёд. По мере удлиннения фокусного этот эффект ослабевает, а лицо, наоборот, "разворачивается" по фронтальной плоскости.

02.
влияние фокусного_Dan Vojtech

Почему же я называю мифом то, что подтверждают наши глаза? Да потому, что, строго говоря, перспективные искажения никак не зависят от фокусного расстояния. Дело в том, что все 9 версий портретов сняты "в один размер". Т.е. размер портрета по вертикали всегда занимает одинаковую часть кадра. И это принципиально важно!

Чем длиннее фокусное расстояние объектива - тем дальше от модели приходится отходить фотографу, чтобы сохранить этот заданный размер. И именно изменение расстояния до модели влияет на перспективные искажения.

Убедиться в справедливости этого утверждения несложно: достаточно сделать подобную серию снимков (на разных фокусных расстояниях) не сходя с места. Да, в полученных кадрах размер лица будет существенно разный (чем короче фокусное - тем меньше лицо). Но если затем в фотошопе привести все кадры к единому масштабу, то мы увидим, что перспективные искажения на них совершенно одинаковы:

03.
одна дистанция

Итак, перспективные искажения зависят не от фокусного расстояния объектива, а только лишь от дистанции камера - модель. При съемке "в один размер" изменение фокусного расстояния вынуждает фотографа изменять и дистанцию съёмки, что, в свою очередь, меняет перспективу.

Сегодня всё-же первое апреля - день улыбок. Поэтому вот вам ещё один пример вышеизложенного:

04.
перспективные искажения

Один миф развенчали. А где же второй? - спросите вы. Да вот он, совсем рядом. Вышеупомянутая масса фотолюбителей клянётся своими цифрозадами, что глубина резкости (ГРИП) тоже зависит от фокусного расстояния. Но в действительности не всё так просто, как на самом деле! Хотя второй миф мы не "развенчаем", а лишь несколько уточним.

В общем случае ГРИП зависит и от фокусного расстояния (чем оно короче, тем ГРИП больше), и от дистанции съёмки (чем объект дальше, тем ГРИП больше).

Но, как мы только что выяснили, при съёмке на разных фокусных в один размер, фотограф вынужден менять дистанцию. При удлинении фокусного он отходит от модели.

А теперь следите за руками:

- Удлинение фокусного уменьшает ГРИП.
- Увеличение дистанции съёмки ГРИП увеличивает.

Второе компенсирует первое. В результате правильная формулировка звучит так:

- При съёмке с одного расстояния, чем длиннее фокусное - тем ГРИП меньше.
- Но при съёмке в один размер ГРИП от фокусного не зависит.


Напоминаю про постоянный набор на мой онлайн-курс "Эффективная работа в Adobe Lightroom с нуля.". По ссылке подробная программа курса и стоимость обучения. Возможны как групповое, так и индивидуальное обучение.

Запись на онлайн-курс через кнопку "Сообщения" на моей FB-странице.
Приходите, буду рад каждому!

Отзывы моих студентов и не только

P.S. Если данная публикация показалась вам интересной и полезной, и у вас есть такая возможность, вы можете поблагодарить автора. Карта "Монобанка" (грн): 5375 4141 2153 6741

Tags: lightroom, Александр Онищенко, онлайн-курсы
Subscribe

  • Praha - свято, яке завжди зі мною!

    Вже другий рік поспіль моя люба донечка Юля робить мені на день народження чудовий подарунок - подорож до Європи. Дякувати безвізу, це зараз дуже…

  • Купайло у Легедзиному.

    Нещодавно мій товариш, Олексій Пліско, запропонував взяти мене з собою на святкування Купайла у с. Легедзиному, Тальнівський р-н, Черкаська обл. Я…

  • Україна. День Незалежності 2017.

    На будь-які масові заходи завжди намагаюся приїхати заздалегідь, щоб відчути та зрозуміти їх енергетику. Цього разу все стало ясно у ту саму…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment