Онищенко Александр (awo_onyshchenko) wrote,
Онищенко Александр
awo_onyshchenko

Строим маску осмысленно.




Недостаток профильного общения время от времени заносит меня на различные форумы и FB-группы фотографической направленности.
Во время очередного такого "визита" речь зашла о применении масок в процессе коррекции изображения. Кадр следовало разделить на 3 отдельных зоны, требовавших различной коррекции. Я упомянул, что на основе одного из каналов легко и быстро может быть получена точная маска, решающая поставленную задачу. И показал такую маску.

Позже мне пришло в голову, что этот случай слишком прост. На практике бывает, когда одну коррекцию нужно чётко "нормировать" по поверхности кадра в зависимости от самой исходной картинки. Рассматривать подобный пример в формате FB-комментариев смысла не имеет, поэтому решил написать публикацию в ЖЖ, благо, подходящий пример у меня давно имеется.

Это кадр, на примере которого Андрей Журавлёв пояснял специфику работы в цветовом пространстве Lab. Но Андрей - чистый цветокорректор, а я - фотограф, уделяющий немало внимания именно пейзажу. Поэтому я доработал этот пример как пейзажист, добавив к коррекции маску на основе одного из каналов.

По упомянутой причине картинка в пространстве Lab, но мы не будем применять никаких специфических приёмов, характерных для этого пространства. Поэтому публикация будет понятна и тем, кто непосредственно в Lab не работает.

Итак, имеем снимок местности, столь любимой Даном Маргулисом, с красными горными породами.
Главным его недостатком является низкий контраст, тем более, что день солнечный, и, судя по теням, время близко к полудню, а в это время контраст максимален:

рис. 02
https://img-fotki.yandex.ru/get/198361/85428457.49/0_21a43c_788c84af_orig.jpg

Повысим контраст при помощи кривых (Curves).
Будь мы в привычном RGB - делали бы это в композитном канале.  Но мы в пространстве Lab, поэтому работаем в яркостном канале L (Lightness).
Коррекция абсолютно тривиальна: малоконтрастный исходник имеет узкую гистограмму в средних тонах. Поэтому смещаем чёрную и белую точки, и придаём кривой некоторый изгиб, зависящий от конкретного изображения:

рис. 03
https://img-fotki.yandex.ru/get/106972/85428457.49/0_21a43d_d0aef56c_orig.jpg

Контраст картинки ожидаемо повысился, но визуально это её не улучшило. Она приобрела, ИМХО, чрезмерную жёсткость. Но самым плохим является то, что ослабело визуальное ощущение пространственной глубины. Задний план как-бы "прилип" к среднему.
На анимированном рис. 4 можно визуально оценить внесённые нами изменения:

рис. 04
https://img-fotki.yandex.ru/get/165720/85428457.49/0_21a43e_edfa651a_orig.gif

Причина этого понятна: наше повышение контраста отработало с равной силой по всей площади картинки, с её передним, средним и дальним планами.
Это противоречит специфике визуального восприятие человека. Мы всегда воспринимаем ближние объекты чётко, контрастно, насыщенно, но по мере удаления, чёткость и насыщенность снижаются. Это принято называть тональной перспективой.

Как же заставить нашу коррекцию соответствовать специфике нашего восприятия?
Как добиться того, чтобы она была максимальна на переднем плане (включая ближнюю скалу), несколько слабее - на среднем (средняя скала), ещё слабее - на дальнем, и практически не затронула небо?

Некоторые предлагают взять кисть и нарисовать нужную маску для слоя кривых. В принципе это возможно. Но для этого, как минимум, нужно хорошо уметь рисовать, иметь планшет, а также время и желание его тратить на подобные художества. В большинстве случаев, точность полученной таким образом маски оставляет желать лучшего.

Предлагаю пойти иным путём. Самой точной маской для картинки практически всегда является... сама эта картинка. А точнее - её каналы. Почти всегда удаётся подобрать канал, подходящий для построения маски. Следует приучить себя "мыслить каналами". Т.е., глядя на картинку, видеть не только её саму, но и её каналы. Причём не только RGB, но и Lab, не только сами каналы, но и их инвертированные версии. При системной практике такие навыки появляются достаточно быстро.

Сейчас мы обойдёмся одним каналом с его простенькой доработкой. В более сложных случаях маску создают на основе комбинации различных каналов.

Глядя на картинку, попытаемся определить, есть ли какой-то признак, позволяющий выделить нужное нам разделение планов?
Да, такой признак есть! В нашем случае это - степень красноты.
Она максимальна на скале переднего плана. Чуть ниже - на скале среднего плана. Ещё ниже - на дальней, самой большой скале. А на небе красный и вовсе отсутствует.

Зная специфику каналов Lab (а не зная - просто заглянув в палитру Channels) мы находим нужное. Это - цветовой канал "a", который в Lab отвечает за соотношение "красный - зелёный" (а точнее: Magenta - Green)
Содержимое этого канала показано на рис. 05:

рис. 05
https://img-fotki.yandex.ru/get/166206/85428457.49/0_21a43f_4ee02e8f_orig.jpg

Создадим копию канала и существенно повысим его контраст:

рис. 06
https://img-fotki.yandex.ru/get/105765/85428457.49/0_21a440_221d8c24_orig.jpg

Полученную картинку поместим в маску корректирующего слоя Curves, размыв её на 13 писелов на вкладке Properties (выделено красной рамкой на рис.07). Размытие нужно, чтобы на маске исчезли шумы, и после коррекции не возникало чётко видимых её границ.
После размытия, при необходимости, можно ещё повысить контраст маски.

рис. 07
https://img-fotki.yandex.ru/get/165720/85428457.49/0_21a441_56c83d81_orig.jpg

Получаем результат коррекции (рис. 08).
Очевидно, картинка стала визуально гораздо приятнее. Особо радует, на сколько улучшилось визуальное разделение планов:

рис. 08
https://img-fotki.yandex.ru/get/194492/85428457.49/0_21a442_9ef2c27f_orig.jpg

На анимированном рис. 09 можно оценить изменения, вносимые одним только маскированием:

рис. 09
https://img-fotki.yandex.ru/get/216915/85428457.49/0_21a444_72c66081_orig.gif

На анимированном рис. 10 сведены вместе все 3 версии картинки:
1. исходная картинка
2. она же, после коррекции контраста кривой, без маски
3. она же, после маскирования слоя Curves созданной нами маской:

рис. 10
https://img-fotki.yandex.ru/get/194492/85428457.49/0_21a443_114fb7bf_orig.gif


Резюме.

1. То, что столь пространно описано, на практике занимает максимум минуту. Главное - усвоить привычку работать осмысленно.

2. Прежде, чем браться за коррекцию, обдумайте, что именно следует изменить в изображении. При этом учитывайте специфику зрительного восприятия человека.
Мы видим то, что "видит" наш мозг. Глаз - это только объектив!

3. Следующий этап - как реализовать намеченное. Существенно зависит от уровня ваших знаний и умений.

4. Помните, что работа с изображением только "по гистограмме" (в нашем случае - первичное повышение контраста кривой, до маскирования), без понимания и учёта специфики зрительного восприятия человека, не всегда даёт приемлемый результат.

5. Часто каналы изображения содержат прекрасные заготовки для масок. Поэтому важно хорошо представлять их содержимое.
Или уметь подсмотреть его в палитре Channels.

6. Не бойтесь сложностей, столкнувшись с чем-то новым, стремитесь его понять, а не просто запомнить.
Ибо сложность заканчивается там, где начинается понимание.

Творческих успехов, друзья!


P.S.
1. У начинающих может возникнуть масса вопросов о том, как именно переносить содержимое канала в маску, как его дорабатывать, какие команды фотошопа за это отвечают, и т.д. В свое время я написал пост, где подробнейшим образом рассмотрел именно это. Можете туда заглянуть.

2. Более сложный случай, когда сама картинка в RGB, а маска создаётся на основе канала Lab, подробно описан здесь.
Tags: photoshop, цифровая обработка
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments